Требования к режиму труда водителей регулируются национальным законодательством и международными соглашениями, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения и снизить риски аварий, вызванных утомлением. Для водителей автобусов, особенно при международных пассажирских перевозках, существуют особые требования к режиму работы и отдыха, которые должны соблюдаться как водителем, так и транспортной компанией, организующей перевозки.
Основные требования к режиму труда водителей автобусов
-
Максимальная продолжительность рабочего времени:
- Один водитель: Если в автобусе работает один водитель, его рабочее время не должно превышать 13 часов в сутки. Из них непосредственно на управление транспортным средством разрешается тратить не более 9 часов.
- Два водителя: Если экипаж автобуса состоит из двух водителей, общее рабочее время может достигать 21 часа. При этом непосредственное время движения автобуса не должно превышать 18 часов.
-
Минимальный отдых:
- Ежедневный отдых: Водители обязаны отдыхать не менее 11 часов подряд после рабочей смены. Если работает экипаж из двух водителей, отдых должен составлять минимум 9 часов после выполнения смены.
- Еженедельный отдых: В дополнение к ежедневным перерывам, водителям положен еженедельный отдых. Обычно он составляет 45 часов, но при некоторых условиях его можно сократить до 24 часов, при этом сокращение должно быть компенсировано дополнительным отдыхом в будущем.
-
Перерывы в течение рабочего дня:
- Водителям разрешается управлять транспортом непрерывно не более 4,5 часов. После этого обязательна пауза не менее 45 минут.
- Этот перерыв можно разбить на две части: первый перерыв должен составлять 15 минут, а второй — 30 минут. Оба перерыва должны быть использованы до окончания 4,5-часового периода вождения.
-
Максимальная продолжительность вождения в неделю:
- За неделю водитель не должен управлять транспортным средством более 56 часов.
- Два подряд идущих рабочих недели в сумме не должны превышать 90 часов вождения.
Международные требования: Конвенция о дорожном движении и Европейское законодательство
Международные требования к режиму труда и отдыха водителей регулируются Конвенцией о дорожном движении, а также действуют нормы Европейского Союза (для стран-членов ЕС) — это Регламент (ЕС) № 561/2006 и Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
- Конвенция о дорожном движении: Основные положения Конвенции касаются ограничений по рабочему времени и минимальных периодов отдыха. Эти нормы должны соблюдаться перевозчиками и водителями при международных перевозках, чтобы избежать аварийных ситуаций из-за усталости.
- Регламент (ЕС) № 561/2006 и ЕСТР: В ЕС действуют ещё более строгие нормы, касающиеся временных ограничений на управление транспортным средством и обязательных периодов отдыха. Например, контроль за соблюдением требований ведётся посредством тахографов, установленных на транспортных средствах.
Тахографы и контроль за соблюдением режима
Тахограф — это устройство, установленное в автобусе, которое фиксирует:
- Скорость движения,
- Пройденное расстояние,
- Время движения и остановок.
Информация, собранная тахографом, сохраняется и может быть проверена транспортными инспекциями в любой момент. Водитель обязан предоставлять записи за последние 28 дней по запросу сотрудников транспортной инспекции. Нарушения фиксируются и могут повлечь за собой штрафы и административные меры для перевозчика и водителя.
Ответственность за соблюдение режима труда и отдыха
- Перевозчик: Транспортная компания обязана следить за тем, чтобы график работы водителей соответствовал установленным требованиям. Перевозчик несет ответственность за планирование маршрутов и обеспечение достаточного времени на отдых, особенно для длительных поездок. За нарушение правил к перевозчику могут быть применены штрафы, вплоть до крупных денежных взысканий.
- Водитель: Водитель должен соблюдать правила, записанные в тахографе, и не превышать установленные временные рамки работы. Если водитель нарушит режим труда и отдыха, это может привести к штрафу, а в некоторых странах даже к лишению водительского удостоверения.
Примеры ограничений по режиму труда и отдыха
-
Пример для одного водителя:
- Рабочий день начинается в 8:00.
- В 12:30 требуется сделать перерыв на 45 минут после 4,5 часов работы.
- Смена заканчивается в 21:00 после 13 часов, включая перерывы.
- После этого водитель должен отдыхать до 8:00 следующего дня (11 часов отдыха).
-
Пример для двух водителей:
- Рабочий день начинается в 6:00.
- Один водитель работает, пока второй отдыхает в специально оборудованной зоне.
- Общее время в пути — 18 часов с чередующимися водителями.
- Рабочая смена заканчивается в 3:00 ночи, и оба водителя обязаны отдыхать не менее 9 часов подряд.
Возможные последствия за несоблюдение режима труда и отдыха
- Штрафы: За несоблюдение режима труда и отдыха на водителя и компанию могут быть наложены штрафы. В некоторых странах Европы штрафы могут доходить до нескольких тысяч евро.
- Отказ в проезде: Транспортная инспекция может остановить автобус, и продолжение движения будет запрещено до устранения нарушений. Это может повлиять на расписание и вызвать неудобства для пассажиров.
- Административные меры: В некоторых случаях возможно аннулирование лицензии или временное приостановление деятельности транспортной компании.
Почему важно соблюдать требования к режиму труда и отдыха?
Соблюдение этих требований гарантирует безопасность как водителя, так и пассажиров. Усталость — одна из основных причин дорожно-транспортных происшествий. Строгий контроль за временем управления и отдыхом водителей позволяет снизить риск аварий и улучшить условия труда. В целом, знание и выполнение данных требований являются основой для безопасных и успешных пассажирских перевозок.